В ходе дискуссии о переходе к саморегулированию в сфере строительного проектирования директор специальных проектов ООО «Сэтл Сити Девелопмент» Игорь Кривошеев напомнил, что основой саморегулирования является не закон №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», а закон «О техническом регулировании», принятый в 2002 г. в связи с расчетами правительства РФ на ускоренное вступление России во Всемирную торговую организацию.
«Если мы хотим перейти на европейскую модель, то приоритетом саморегулирования должны стать интересы потребителя, а важнейшим элементом – страхование. Между тем, потребителя мало волнуют перечни видов работ: ему нужен качественный продукт. В Европе за него отвечает вся СРО, в которую входит компания-застройщик, а не отдельные исполнители работ или смежники. У нас же получается, что каждый отвечает только за свою работу», - отметил он.
По словам И.Кривошеева, размеры покрытий, предусмотренных договорным страхованием в рамках СРО, недостаточны для компенсации ущерба в случае обрушения построенного здания, в особенности если причиной является дефект проекта. Этим объясняются «выхолощенные» страховые договора, заключаемые страховщиками. При этом они оформляются на год, в то время как строительство крупного объекта занимает больше времени.
«Если за качество проекта несет ответственность не СРО, а отдельная архитектурная мастерская, то лет через 10 эксплуатации здания может оказаться, что претензии предъявлять некому: архитектор был старенький, он скончался, а мастерская распалась, как это обычно и бывает в таких случаях», - отметил И.Кривошеев.
С другой стороны, для гарантирования качества строительства необходима разработка технических регламентов, правил и стандартов. «Пока у нас нет собственных регламентов и стандартов, придется применять нормы других государств или иные «суррогаты», - напоминает И.Кривошеев.
Кроме того, при отсутствии функции генпроектировщика в перечне работ, требующих допуска, не исключена победа в тендерах генпроектировщиков, не имеющих квалификации. По его наблюдению, и в стране, и в регионе встречаются и строительные, и проектные, и страховые компании-однодневки.
И.Кривошеев ожидает, что в процессе доработки законодательства о переходе к саморегулированию могут быть введены дополнительные требования по контролю за соблюдением нормативов, в то время как сами нормы останутся недоработанными, но универсализированными. Между тем, он отмечает, что даже стандарты пожарной безопасности для сельской местности и мегаполиса не могут быть идентичны. Если принято решение о реформе отрасли, должны быть учтены и региональные особенности, для чего местным СРО нужно предоставить большую свободу в разработке правил и стандартов.
По мнению И.Кривошеева, в основе реформы, ориентированной на потребителя, должны быть заложены Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс и Закон о защите прав потребителей. Он напоминает, что кодекс имеет большую силу, чем частный закон, а что касается распоряжений и методических указаний отраслевых федеральных ведомств, то в случае их расхождения с законам их требования могут быть оспорены в суде.
Уважаемые проектировщики! Принимая во внимания результаты внешней проверки кафедры архитектуры ТюмГАСУ (были сделаны замечания о недостаточной связи её научного потенциала с производством) по заявке вышлем список авторских трудов по социальным проблемам формирования массовой жилой застройки. В этой связи, однако, возникают следующие вопросы: «Как в России может развиваться не сырьевой сектор экономики при кредитных ставках более его расчётной нормы прибыли (12%) и при отсутствии социальной базы правового поля, т. е. среднего класса (в Европе он составляет 70%)? Заинтересован ли отечественный ПСК увеличивать темпы жилищного строительства (у нас 0,4 кв. м на человека в год, а в США – 2), если при «диком» капитализме (см. психоэкономику Фридмана, внедряемую в условиях высокого риска малого и среднего бизнеса в России) и дефиците жилья строители уже имеют сверхприбыль (100% и более)?». В своём обращении к нации президент Д. МЕДВЕДЕВ также отметил, что «наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжёлый порок - она игнорирует потребности человека. Но беда в том, что, похоже, это не волнует владельцев, директоров и чиновников…». Согласно Указа о национальной безопасности, проводимой Административной реформой и перехода производства на международные стандарты качества по серии ISO 9000 (при планируемом вступлении России в ВТО), актуализируются проблемы изучения "архитектурных" (пространственных) потребностей населения (см. также значение «обратных связей» систем управления, архитектурные законы РФ, п. 2.2.1. Устава ВПП «Единая Россия», ст. 3 и 5 ФЗ РФ «О безопасности»). Результаты таких исследований в регионе, на базе которых разработан проект Доктрины урбанизационной безопасности РФ, нами изложен на персональном сайте http://vbl.host1gb.info/. (См. также правительственный проект «Российский дом будущего» на странице http://www.rusdb.ru/rdb/medwedev/). Доцент кафедры архитектуры ТюмГАСУ В. Лебедев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]